Среди всех амазонских существ доминирующей фигурой является ягуар. Он представляет силу и опасность, которые являются двумя характеристиками, также связанными с шаманами: сила, потому что шаманы обладают особыми способностями, которых нет у других людей; опасность, потому что считается, что они вызывают болезни, боль и даже смерть, если захотят.
Поскольку также считается, что шаманы могут превращаться в ягуаров по своему желанию и становиться ягуарами после смерти, упоминание этого животного из семейства кошачьих занимает центральное место в исконных верованиях Амазонии. Амазонский шаман представляет или напоминает ягуара в церемониях, используя кожу кошки, надевая ожерелья из его клыков, танцуя с масками, как замечательный пример, проиллюстрированный здесь, или используя другие предметы, напоминающие это животное. Другими словами, он становится воплощением великолепного ягуара.
Управление миром духов и необычных существ находится в руках шаманов – людей, которые с детства готовились лечить болезни, вызывать болезни у своих врагов и общаться со сверхъестественным миром. Термин «шаман» происходит от тунгусов в Азии и получил широкое распространение в антропологии по всему миру; однако в Колумбии у этих людей много других местных имен. Например, в Амазонии они известны как пайе, на побережье Тихого океана их называют джайбана, а во всех предгорьях Анд они известны как таита или курака . Короче говоря, шаман – хранитель знаний обо всех священных, магических и мифических вещах.
Брат Гаспар де Карвахаль, очевидец первой экспедиции испанского конкистадора Франсиско де Орельяны по реке Амазонка в 1542 году, писал о празднованиях местных племен. Свидетелями которых были испанцы в деревне в лесу: «Над этой же площадью находился большой дом солнца, где индейцы проводили свои церемонии и обряды. Там мы нашли много платьев с перьями разных цветов, размещенных и вытканных поверх хлопка, и очень хороших, которые индейцы носят, чтобы праздновать и танцевать, когда они встречаются там для какого-то праздника или радоваться перед своими кумирами». «Большой дом», упомянутый монахом, скорее всего, был коммунальным домом, известным в Амазонии как малока.
Практика одевания в специальные костюмы и использования разноцветных перьев попугаев для украшения корон и ритуальных предметов все еще наблюдается среди многих выживших племен, которые борются за защиту своих традиций.
Иногда маски, изображающие духов и потусторонних персонажей, изготавливаются и используются в церемониях, которые они организуют, чтобы отметить период изобилия или воспроизвести мифическое прошлое; но в каждом случае эти церемонии относятся к воображаемым мирам, которые становятся реальными благодаря силовому искусству, действию и использованию священных растений или растений знания.
По сути, амазонские культуры анимистичны, потому что они верят, что животные и растения обладают духом, поэтому танцы и ритуалы – это способ вступить в контакт с духами, населяющими эти растения и животных. В этом им помогает церемония рапэ.