Практика употребления порошкообразных растительных лекарств (рапэ) племенами индейцев Южной Америки является гораздо более древней, чем мы думаем (датируется с доколумбовых времен) и впервые была замечена среди бразильских коренных племен. Племенной рапэ это рапэ, который производится именно племенами индейцев, проживающих в Южной Америке.
Сегодня, коренные племена, территориально проживающие в бассейне Амазонки, продолжают использовать рапэ во всех аспектах жизни, начиная от формального ритуального использования и заканчивая использованием в обрядах полового созревания, инициации, питья касири, фестивалей, общественных собраний и церемоний исцеления, до простого сонастраивания с природой и получения целительной силы священных растительных лекарств.
Племена, которые традиционно используют рапе, включают в себя, но не ограничиваются ими: Катукина, Яванава, Каксинава, Нукини, Кунтанава, Апуринава, Ашанинка – часто производят свои собственные специфические виды смеси рапэ и имеют различные способы приготовления травяных нюхательных смесей.
С точки зрения коренных народов, рапэ – это священное шаманское снадобье, обладающее глубоким лечебным эффектом. Племенной Рапэ изготавливается из различных лекарственных растений, каждое для различных целей – для вызывания видений, для получения энергии и для усиления чувств с помощью ароматического запаха растений, используемых в смеси.
Учитывая, что существует огромное количество лекарственных растений, которые можно смешивать в рапэ, существует и множество различных рецептов рапэ – и эти рецепты часто тщательно охраняются племенами как секреты.
Обмен рапе – или “пассандо рапэ / passando rapeh” – традиционно является ритуальной практикой среди амазонских племен, которая может включать в себя специальные песнопения для активизации силы рапэ и наделения его целительными свойствами и наделения его получателя целительной силой природы.
Ритуальное использование рапэ сегодня распространяется по всему миру. На запад через церемонии рапэ (церемонии аяхуаски), проводимые странствующими шаманами и путешественниками, которые проводили время в джунглях с коренными общинами.
Большинство известных смесей рапэ родом из Бразилии и названы в честь своего племени. Однако это не обязательно означает, что каждый бленд, названный в честь племени, является одинаковым. В пределах одного племени рапэ делают разные люди, обладающие разным уровнем мастерства и знаний. И каждое племя может делать различные смеси, используя различные лекарственные растения с различным спектром действия.
Поскольку множество различных факторов влияют на силу растений, используемых для приготовления каждой смеси, как и вино, каждая партия уникальна. Если вы интересуетесь рапэ, вот некоторые из бразильских племен, которые делают племенной рапэ, и некоторые растения, которые вы можете найти в их рапэ.
Племя Каксинава или Хуни Куи (Kaxinawá/Huni Kui)
Хуни Куи, также известные как Каксинава, принадлежат к языковой группе Пано и населяют регион, простирающийся через тропические леса восточного Перу, через предгорья Анд и в штаты Акко и южный Амазонас, охватывая области Верхнего Журуа и Пуруса, а также в долине Хавари. Они делят территорию с тремя другими племенами, ашанинками, шаненава и мадиджа.
Они придают большое значение своим расширенным семейным структурам, а шаман и вождь племени осуществляют общее руководство общиной.
Племенной рапэ, изготовленный Хуни Куи, крепкий, в смеси рапэ хуни-куи может входить пепел дерева муричи (Byrsonima crassifolia), растение, используемое в традиционной народной медицине для очищения энергий которые накапливаются в нижней части живота. Другая распространенная смесь рапэ может включать семена Кумару де Чейро (Amburana cearensis), которое используется в качестве лекарства для лечения заболеваний дыхательных путей.
Племя Кунтанава (Kuntanawa)
Племя кунтанава принадлежит к языковой семье Пано и живет в Акко, Бразилия, недалеко от границы с Перу. Предполагается, что кунтанава были истреблены в результате расширения производства каучука в верхнем течении притоков Амазонки. Однако в последние годы кунтанава пережили процесс культурного возрождения и, с помощью местного антрополога Марианы Пантохи, смогли добиться признания в качестве племенной группы.
Педро Кунтанава, вождь, и его сын Хару Кунтанава делают прекрасные ароматные смеси рапэ. В состав смесей могут входить чамба или анадор, которые являются традиционными растительными лекарствами, используемые для облегчения различных болей, таких как головная боль и мышечная боль. Альфавака да Мата – еще одна трава, которую кунтава используют в своем рапэ, которая помогает очистить “панему”, общую негативную энергию, которая приносит болезни, беспокойство и невезение в повседневной жизни.
Племя Нукини (Nukini)
Нукини – это племя численностью чуть более 600 человек, принадлежащее к языковой группе Пано и проживают они в долине Журуа в бразильском штате Акко, недалеко от Серра-ду-Дивизор (Разделяющая гора), в регионе, граничащем с Перу и Боливией.
Их малочисленное население является результатом разрушительной истории лишения собственности, насилия и эксплуатации с середины 19 века со стороны представителей каучуковой промышленности.
Племенной Рапэ Нукини изготавливается на основе лекарственных трав и, как считается, содержит женскую силу, поскольку большинство растений, используемых для изготовления лекарств собираются женщинами племени. Нукини предпочитают готовить рапэ из порошка лекарственных трав и пепла Парики, что добавляет силы, также добавляют другие травы, такие как мулатинья, используемая для расслабления, или трево кумару, используемая для лечения респираторных заболеваний.
Племя Яванава (Yawanawa)
Яванава – это племя, состоящее примерно из 900 человек, принадлежащих к языковой группе Пано, которые занимают 8 деревень вдоль реки Грегория, недалеко от Крузейро-ду-Сол, Акко, между Перу и Боливией. Его община, по сути, представляет собой объединение людей, которое включает в себя членов других групп: Shawãdawa (Arara), Iskunawa, Рунунава, Сайнава и Катукина.
Такая конфигурация племени является результатом динамики общей для многих групп Пано – союзы через брак, женщины, захваченные в плен во время военных конфликтов, миграция семей – и ряд исторических событий, таких как прибытие неиндейцев (включая эпидемии и демографические изменения).
Яванава называют свой рапэ “руме”, а их наиболее распространенная смесь рапэ изготавливается с использованием особых лекарственных трав и пепла из коры дерева Цуну. Цуну – бодрящий и сильный, от него могут слезиться глаза или выступать пот.
Племя Апурина (Rapeh Apurinã)
Племя Апурина или апуринья принадлежит к лингвистической группе Аруак и состоит из приблизительно 2000 – 4000 членов, которые живут на более чем 27 территориях коренных народов вдоль реки Пурус и ее притоков в бразильской Амазонии. Они являются мигрирующим племенем, чем и объясняется такое широкое распространение племени по этому обширному региону.
Они наиболее известны тем, что производят зеленую смесь рапэ, которая не содержит табака и обладает пробуждающим эффектом, вызывающим бодрость, без головокружения или очищения, которое могут вызывать некоторые более сильные смеси.
Зеленый рапе из племени апурина обладает сильным стимулирующим действием. Апуринцы скрывают, какие лекарственные травы входят в состав их фирменной зеленой смеси рапэ. Ни одно другое племя не делает подобную смесь рапэ. Это отличное рапэ для начинающих.